Домой / Работа на дому / Презентация инновация в современном образовании. Инновационная деятельность в образовательном учреждении (презентация) Инновации в образовании презентация

Презентация инновация в современном образовании. Инновационная деятельность в образовательном учреждении (презентация) Инновации в образовании презентация




Инновация педагогическая: целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы); поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.




Классификация педагогических инноваций: по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие); по характеру вносимых изменений (радикальные, комбинаторные, модифицирующие; по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные); по масштабу использования (единичные, диффузные); по источнику возникновения (внешние, внутренние).




СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: фундаментальное и практикоориентированное образование; многоуровневое профессиональное образование; непрерывное образование; доступное образование; подготовка специалистов для глобального пространства; качественное образование.


Тактические задачи инновационного процесса в образовании: инновационный менеджмент в образовании; введение профильного обучения в старшей школе; использование реальной научной и производственной сферы; технологизация обучения; использование информационных технологий в образовательном процессе.




Структура профессионально- педагогической культуры Качества личности педагога-профессионала (дидактические способности; организаторские способности; перцептивные способности; коммуникативные способности; креативные способности; аксиологический комплекс личности – ценности: уникальность каждого человека, отношение к личности как высшей ценности, активный, творческий характер человеческой психики, единство органической и духовной жизни, природосообразность). Профессиональная компетентность в базовой предметной области. Эффективная педагогическая деятельность, основанная на владении технологиями преподавания. Профессиональное творчество.


Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности Направления инновационной педагогической деятельности: -использование новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности; -технологизация обучения; -использование информационных технологий; -учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении; -освоение и внедрение внешнего инновационного опыта; -проектирование авторского инновационного опыта.


Инновационная деятельность: факторы успеха инноваций ОБЪЕКТИВНЫЕ: создание менеджментом инновационного климата (инвестиции, управление знаниями и интеллектуальной собственностью, управление рисками, гармонизация интересов и т.д.) СУБЪЕКТИВНЫЕ: сформированность мотивов инновационной деятельности; критическое отношение к авторитетам и общепринятым стандартам; способность инноваторов преодолевать сопротивление; владение прогностикой инноваций; принятие риска, неопределенности; готовность к умственным и физическим перегрузкам; обладание различными режимами творчества; умение делиться достижениями.


Список литературы: Алан Баркер. Алхимия инноваций.- М.:ООО «Вершина», с. Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», с. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., – 157 с. Инновационная и экспериментальная деятельность в муниципальной системе образования.- Екатеринбург: РГ «Апрель», – 100 с. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, – 192 с. Коновалов В.М. Инновационная сага. – М.: Издательский дом «Вильямс», – 224 с. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», – 512 с. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, – 222 с. Русаков А.С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, – 256 с. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, – 448 с.


КОНТАКТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УрГУ: Директор ЦПО – Попова Ирина Васильевна г. Екатеринбург, ул. Ленина, д.51, ул.Чапаева, д.16,к.212, 203тел. (343) ,

Кодовое слово записи на курс Инновации в образовании ИООЗО2016

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 20. Экспериментальная и инновационная
деятельность в сфере образования
1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере
образования осуществляется в целях обеспечения модернизации
и развития системы образования с учетом основных
направлений социально-экономического развития Российской
Федерации, реализации приоритетных направлений
государственной политики Российской Федерации в сфере
образования.
2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку,
апробацию и внедрение новых образовательных институтов и
механизмов, правовой режим которых не урегулирован
законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Порядок и условия проведения таких экспериментов
определяются Правительством Российской Федерации.
Закон «Об образовании в
Российской Федерации»

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование
научно-педагогического, учебно-методического, организационного,
правового, финансово-экономического, кадрового, материальнотехнического обеспечения системы образования. Указанная деятельность
осуществляется в форме реализации инновационных проектов
(программ) организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, и иными организациями, действующими в сфере
образования, а также их объединениями.
При реализации инновационного проекта (программы) должно быть
обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников
образовательных отношений, предоставление образования, уровень и
качество которого не может быть ниже требований, установленных
федеральным государственным образовательным стандартом, или
федеральных государственных требований, образовательных стандартов
или требований, устанавливаемых университетами.

4. Организациям, указанным в части 3 настоящей статьи, реализующим
инновационные проекты (программы), имеющие существенное
значение для обеспечения развития системы образования и реализации
основных направлений государственной политики Российской
Федерации в сфере образования, может быть присвоен статус
федеральной или региональной инновационной площадки. Такие
организации составляют инновационную инфраструктуру в системе
образования, порядок создания и функционирования которой, в том
числе порядок присвоения статуса федеральной или региональной
инновационной площадки, устанавливается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.
5. Органы государственной власти, осуществляющие управление в
сфере образования, в рамках своих полномочий в установленной сфере
деятельности создают условия для реализации ими инновационных
образовательных проектов (программ) и использования их результатов
в массовой практике.

Приказ Минобрнауки №218 от 23 июня 2009г. «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Росс

Приказ Минобрнауки №218 от 23 июня 2009г. «Об
утверждении порядка создания и развития инновационной
инфраструктуры в системе образования Российской
Федерации»
Инновационная инфраструктура в системе образования
создается в целях обеспечения модернизации и развития
сферы образования с учетом перспектив и основных
направлений социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочный период,
реализации приоритетных направлений
государственной политики Российской Федерации в
сфере образования, интеграции системы образования
Российской Федерации в международное
образовательное пространство, более полного
удовлетворения образовательных потребностей
граждан.

Инновационная инфраструктура в образовании

Образовательные организации (в т.ч. находящиеся друг с другом в
договорных отношениях в рамках сетевого взаимодействия)
Координирующие органы (федерального, регионального, муниципального
уровней)
Система поддержки инновационной деятельности (федерального,
регионального, муниципального уровней)
Система ресурсного обеспечения инновационной деятельности (в т.ч.
софинансирование в условиях ЧГП)
Система оценки качества инновационной деятельности (в т.ч.
общественно-профессиональная)
Система подготовки менеджеров инновационных образовательных
проектов (ИОП) и проектных команд педагогов – разработчиков и
реализаторов ИОП
Система маркетинга и диссеминации инновационных образовательных
продуктов

Инновация: традиционное определение

Инновация: (англ. innovation - нововведение, буквально
означает «инвестиция в новацию») конечный результат
инновационной деятельности, получивший реализацию
в виде нового или усовершенствованного продукта,
реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого в практической
деятельности.
Инновация: традиционное
определение

Инновации и новшества в образовании

Инновация – глубинные изменения в
образовательной системе, меняющая суть
взаимоотношений (ценностей и целей) субъектов
образовательного процесса
Новшества – внешние изменения (улучшения)
определенных параметров и характеристик
образовательной системы, изначально не
предполагающие ценностных изменений во
взаимоотношениях субъектов образования
Превращение («внедрение») новшества в
инновацию происходит только на ценностной основе
Инновации и новшества в
образовании

Инновационная деятельность

Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по
обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне
образования, а также сам процесс. К основным функциям
инновационной деятельности относятся изменения смысловых и
иных компонентов педагогического процесса: целей,
содержания образования, форм, методов, технологий, средств
обучения, системы управлении и т.п.
Непременное и обязательное условие в инновационной
деятельности - распространение и тиражирование
(диффузия) новых продуктов и особенно технологий,
передовых методов организации производства,
инновационного менеджмента. А для этого необходимо
создавать инновационную среду, основным элементом
которой, ее олицетворением является человек,
высокообразованный специалист (Хуторской А.В.).
Инновационная деятельность

Два типа инноваций

Первый тип - инновации, происходящие в значительной
мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей
потребности либо без полноты осознания всей системы
условий, средств и путей осуществления инновационного
процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с
полнотой научного обоснования, чаще они происходят на
эмпирической основе, под воздействием ситуативных
требований. К инновациям этого типа можно отнести
деятельность учителей-новаторов, воспитателей,
родителей и т.д.
Второй тип - инновации в системе образования,
являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной,
научно культивируемой междисциплинарной и (или)
управленческой деятельности.
Два типа инноваций

Инновационный проект

Инновационный проект направлен на создание
устойчивой модели образовательной практики,
перспективной для дальнейшего массового
внедрения.
Под инновационным проектом понимается
авторский вариант решения стратегической задачи
развития системы образования, результатом которой
является инновационный продукт, готовый к
распространению среди образовательных
учреждений.
Инновационный проект

Инновационный продукт

Инновационный продукт, представляет собой модель инновационной
практики образовательного учреждения (педагога), обеспечивающей
высокую результативность, востребованность в системе образования,
готовность к публикации и распространению.
Инновационный образовательный продукт представляет собой учебно методический результат обобщения образовательной практики,
отчужденный от автора в форме:
учебно-методического описания организации образовательного процесса
(цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг
результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.);
описания необходимых и достаточных условий реализации данного
учебно-методического продукта в практической деятельности;
комплекта нормативных и учебно-методических разработок,
обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный
акт, методические рекомендации, учебно-методический комплекс,
контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.).

ТРАНСФОРМАЦИЯ
СИСТЕМ

Изменение образования
Пост-ВУЗовское
ВУЗы
Школы
Дошкольное
2010
2015
2020
2025
2030

Откуда придут изменения Систем
Изменение приоритетов
государства
Новые требования
заказчиков*
* В числе заказчиков
сам человек
семья
работодатели
государство
организации
(культ., религ.,
этнич. и др.)
Образовательная
Система
Внутрисистемные
инновации
Развитие
альтернатив
и глобальная
конкуренция

Мегатренды: Новая индустриализация
К концу 2010-х: запуск новой
«кондратьевской волны» технологий,
перестройка / перетряска экономик
2010-15: «Мегаавария»:
возможная технологическая катастрофа,
усиливающая переключение на новые технологии
2017-2020: «Местечковость»:
распространение DIY-культуры
(на базе 3D-печати и smart-технологий)
и снижение роли «традиционных» корпораций

Мегатренды: Лидерство Азии
В результате масштабной урбанизации
и целевых инвестиций в
человеческий капитал
азиатские страны становятся
крупнейшими рынками науки и культуры:
Китай – в конце 2010-х
Индия – к концу 2020-х
С 2015:
«Азиатчина»:
переключение бизнеса и образования
на обслуживание спроса Китая, Индии и региона

Мегатренды: «Новые старые»
С 2010-х и далее:
старение населения, рост среднего
класса и рост качества
здравоохранения ведут к
формированию массового и
растущего класса социально,
физически и умственно
активных людей старше 60 лет
Сдвиг демографической пирамиды в сторону
взрослого и пожилого населения: основное
развитие образования – в пост-ВУЗовском сегменте

ТЕХНОЛОГИИ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ОБРАЗОВАНИЕ

Технологии: Карта
«Точка бога»
«Все в сети»
ИКТ
«Шестое чувство»
Умная Среда
Новые материалы
Графеновая революция
3D производство (DIY)
Когнитивные
и биотех
2я психоделическая
революция
Киберизация
«Психоразрыв»
HTTP-2
2010
2015
2020
2025
2030

Технологии: «Все в сети»
К 2016: в результате развития ШПД
и беспроводного доступа >90% населения
страны присутствует в Интернете
2018: Минимальный (бесплатный)
доступ в Сеть дает государство
К 2018-2020:
Обязательный универсальный
идентификатор личности в Интернете

Технологии: «Точка бога»
2022:
В результате развития цифровых
и мобильных технологий вся
поддающаяся оцифровке
информация (в т.ч. культурное
наследие и описания технологий)
хранится в Сети и доступна из
любой точки планеты
2020:
Принципиальный пересмотр
моделей управления знаниями,
включая науку, образование
и управление архивами

Технологии: «Шестое чувство» и «Умная Среда»
2023:
В результате развития RFID и минитюаризации:
развитие «телесных» интерфейсов
(прототип: MIT MediaLab Sixth Sense) и
отказ от компьютеров как «специальных
отдельных объектов»
распространение Умной Среды –
любой объект в физическом пространстве
может присутствовать в Сети
2020-25: «Графеновая революция» поддерживает
развитие «умных материалов» для Умной Среды

Технологии: Когнитивная революция
2015-20: Массовизация когнитивных
технологий (технологии обмена
информацией «нервная система–
компьютер–сеть» + нано- и биотехнологии
для усиления возможностей нервной
системы)
2017: «Психоразрыв»:
разделение пользователей
и не-пользователей «когнитивных» продуктов
2022: HTTP-2 (Human Thought Transfer Protocol):
возникновение протоколов прямого обмена
информацией между нервными сетями через Сеть.
2020: Вторая психоделическая
революция (поддерж. био-DIY)

ШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ

Школа: Карта
Пересмотр
моделей
Стабильная деградация
«Культура
самостоятельности»
«Культурный разрыв»
«Психоразрыв»
Цифровой
разрыв
Внешнее давление на школу
Внесистемное образование
Массовое надпредметное образование
Учителя-непедагоги
2010
2015
2020
2025
2030

Школа: Стабильная деградация
До 2015-17:
Деградация учителей (непрестижно, бедно,
«худшие кадры»)
Ухудшение качества учеников: плохое
здоровье, плохая подготовка в семье, снижение
мотивации к учебе, «империя клавиш»
Школа нужна в основном как «камера
хранения» детей
Демографический спад
и «сворачивание» школьной системы идут
параллельно, делая ухудшение менее заметным

Школа: «Культурный разрыв»
2010-е: Расширение разрыва между
«цифровыми» учениками и «нецифровыми»
учителями
2015-20: «Психоразрыв»
2022-25: «Культура самостоятельности»: развитие
форм ранней социализации, включающих во
взрослую жизнь (предприниматели и пр.)
Поддерживается ростом культуры DIY,
доступными экономиками игровых вселенных,
международной сертификацией и трансформацией ЕГЭ

Школа: Внешнее давление на Систему
2013-2020: Развитие внесистемного
образование и рост его доступности благодаря
сети
2015-2025: Учителя-непедагоги
2015-2025: Запрос от работодателей на развитие
надпредметного образования для среды с
возрастающей неопределенностью
Государство теряет стратегическое
влияние на Школу, удерживая только
административные и хозяйственные функции

Карта форматов: Школа
агрегаторы
репетиторов (с
рейтингами
учителей)
школытехнопарки и
корпоративные
УЦ
программы
развития
толерантности
«игровая
экономика»,
молодежные
биржи труда,
«трудовое
портфолио»
учащихся
усиление
клубов как
альтернатив
школе (в т.ч.
клубы на
брэндах)
2010
сетевые
«дворцы
пионеров»
(наука и DIY)
2015
учителя как
наставники
обучение на основе
симуляций реальности и
когнитивных технологий
«школы вне
школы» 24/7
школа как игровое
пространство
«глобальные
классы»
«дальний друг»,
«аватар» и
другие формы
ИКТ-решений
для
наставников
онлайнобразование +
городские игрыквесты
2020
2025
2030

Школа: Смена дискурса
2010
2030
Школьная Система
«Школа» как множество
форм обучения
Учителя учат
учеников
Учителя как наставники,
«учителя» и «ученики»
взаимно обучаются
Профессиональные
педагоги
Профессионалы как
педагоги
Школа (традиционная) –
«для жизни»
(Традиционная) школа –
для неудачников

ВУЗОВСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ

ВУЗ: Карта
Смена парадигмы:
приход Цифрового
поколения
Цифровой
разрыв
Стабильная деградация
«Приватизация»
Междисциплинарные
специалисты
Давление работодателей
Развитие форм оценки для эфф.отбора сотрудников
Поддержка образовательных инноваций
Инноватика
Мобильные технологии, индивидуальные треки
Прозрачность обучения и оценки
Давление государства
Толерантность 1й эшелон
Глобальная конкуренция за студентов
2010
2015
2020
2025
2030

ВУЗ: Стабильная деградация
До 2017-18:
Рост разочарования студентов в вузовском
образовании: неинтересно и неполезно
(продолжается)
«Культурный разрыв»: Цифровое поколение
студентов компетентнее своих преподавателей
(продолжается)
Переход качественных преподавателей в
альтернативное образование и смежную
деятельность (продолжается)
2020: Момент пересмотра
доминирующей модели ВУЗа в связи с
приходом к власти в ВУЗах Цифрового поколения

ВУЗ: Давление работодателей
С 2010-х: «приватизация» систем подготовки
вследствие неудовлетворенности качеством (и
ответственностью) выпускников
2012: развитие форм оценки для более
эффективного отбора работников
2013: возрождение профобразования в
форме бакалавриатов [вероятный провал
реформы к 2025]
2015: начало подготовки меж- и трансдисциплинарных специалистов

ВУЗ: Факторы внешнего давления
Глобализация образовательной системы,
конкуренция за студентов (продолжается)
Давление государства
2010-15: отбор ВУЗов «первого
эшелона», получающих поддержку и
финансирование для трансформации
2010-20: запрос на решение проблем
инновационного развития в разрезе
страны / регионов (рост требований к
инновационной деятельности)
2010-20: решение проблем интеграции
мигрантов и роста толерантности

ВУЗ: Поддержка образовательных инноваций
С 2010-х: рост числа «профессоровнепедагогов» из корпораций
2013-15:
Легитимизация новых форм обучения
как части подготовки студентов
(дистантные, мобильные и др.)
Легитимизация индивидуальных
образовательных траекторий
Прозрачность образовательного
процесса (обучение и оценка), в т.ч.
начало он-лайн трансляции защит

Карта форматов: ВУЗ
развитие форматов
технопарков
интеграция
мобильных и
онлайн технологий
в образование
среднеспециальное
образование в
бакалавриатах
активное
присутствие
регионов и
бизнесов как
заказчиков
2010
новые образцы:
университет
Сколково,
Олимпийский
университет
образование с
фокусом на
«форматы
мышления»
смешанные
специальности
преподаватели как
наставники
индивидуальные
траектории и
«электронный
тьютор»
онлайн-трансляция
защит
«авторские
мастерские»
2015
новые университеты
как «холдинги» студентов
(с фокусом на
формирование команд)
практикоориентированное
обучение
(создание
бизнесов или
карьера)
переход на
компетентностную
оценку
2020
2025
2030

ВУЗ: Смена дискурса
2010
2030
Студенты учатся
«Студенты» используют
пространство ВУЗа как
ресурс саморазвития в
проф. и бизнесдеятельности
Профессора
учат
Профи подбирают под
себя команды
ВУЗ как структура,
независимая от студентов
ВУЗ как «холдинг»
студентов

ПОСТ-ВУЗОВСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ

Пост-ВУЗовское образование: Карта
КУ как игроки рынка
образования
Корпоративизация проф. образования
Обучение
предпринимательству
Сращение
консалтинга
и б-школ
ИТ-компании как
лидеры рынка
образования
Конвергенция бизнеси личного
образования
Спрос на аутентичность
Смена потреб. модели:
самоценность
образования
Взрывное развитие форм личного образования
Рост образования для стариков, для женщин и др.
Образование как способ реинтеграции семьи
Образование для решения
личностных кризисов
2010
2015
2020
2025
2030

Пост-ВУЗовское образование: Корпоративизация
В 2010-е: рост корпоративных
университетов и доминирование
транснациональных корпораций
на глобальных рынках
корпоративного образования
2015: Корпоративные университеты
становятся активными игроками
образовательного рынка
2018: ИКТ-компании становятся лидерами
глобального рынка корпоративного образования

Пост-ВУЗовское образование: Конвергенция
К 2015: начало конвергенции
бизнес-школ, тренинговых и
консалтинговых компаний
2015-20: Альянсы лидеров
рынка бизнес-образования и консалтинга
К 2025-30: конвергенция бизнеси личностного образования
Предпосылка конвергенции:
рост спроса на самореализацию
2010-е: Обучение (социальному)
предпринимательству как бизнеси личностное развитие «в одном флаконе»

Карта форматов:
Корпоративное пост-ВУЗовское образование
корпоративные
университеты как
игроки рынка
образовательных услуг
бизнес-школы: сращение с
технологическими ВУЗами
обучение
(внутрикорпоративному)
предпринимательству
2010
бизнес-школы
как «агенты
развития»
общества
2015
слияние бизнесшкол,
консалтинга и
тренинговых
компаний
конвергенция бизнесобразования и личностного
пост-ВУЗовского образования
осн. решения
для рынка корп.
образования от
ИКТ-компаний
2020
2025
2030

Пост-ВУЗовское образование:
Взрывное развитие личностного образования
Крупнейшие сегменты в 2010-20-х:
образование под запросы
работающих женщин, родителей,
«новых старых» и др.
2015-17: Совместное образование
поколений как способ реинтеграции
семьи
2020: Образование как способ
решения личностных кризисов
(«среднего возраста», «старения» и др.)

Карта форматов:
Личностное пост-ВУЗовское образование
«взрослый сад»:
детскость и
творчество у
взрослых
баркемпы и
TED-форматы в
образовании
обучение (соц)
предпринимательству
2010
форматы
семейного
(межпоколенческого)
образования
«родитель-ское
портфолио»,
«успешный
родитель» и
другие
программы
поддержки
рождаемости
2015
множество
форм
образования
для «новых
старых»
образование для преодоления
экзистенциальных кризисов
«основание»
(передача
историй жизни
стариков для
будущих членов
семьи)
2020
2025
2030

Пост-ВУЗовское образование: Смена дискурса
2010
2030
Прагматичное образование
Образование как обучение
Образование как
способ жизни
Нахождение аутентичности
С возрастом: снижение
спроса на образование
С возрастом: увеличение
спроса на образование
Образование вне семьи
Семья собирается через
образование

Цели и задачи ФЦПРО 2011 – 2015, 2016-2020

Целью программы является обеспечение доступности
качественного образования, соответствующего
требованиям инновационного социально
ориентированного развития Российской Федерации
Задачами программы являются:
модернизация общего и дошкольного образования как
института социального развития;
развитие системы оценки качества образования и
востребованности образовательных услуг
приведение содержания и структуры профессионального
образования в соответствие с потребностями рынка труда
Цели и задачи ФЦПРО
2011 – 2015, 2016-2020

Новые направления модернизации образования

Новая стандартизация (компетентностный подход,
социокультурная и гражданская идентификация личности)
Замена образовательных учреждений
образовательными организациями (автономизация,
изменение подходов к обеспечению деятельности
образовательных организаций со стороны государства,
равноправие образовательных организаций)

Новое качество педагогического труда
аттестация педагогов и ППС;
изменение подходов к оплате труда
Совершенствование оценки качества образования
совершенствование системы ЕГЭ;
общественная и общественно – профессиональная оценка
качества образования (ст. 96).
Независимая оценка квалификации
создание независимых центров квалификации в привязке
к профессиональным стандартам

Становление системы непрерывного образования
(обеспечение преемственности уровней образования,
новые образовательные технологии, сетевые
взаимодействия)
Новые экономические механизмы в образовании
(ЧГП, инвестиции, образовательное кредитование,
целевой капитал, финансирование программ развития
образовательных организаций, возмещение ущерба от
некачественного образования, подушевое
финансирование)

Развитие идеологии образовательной услуги
(расширение круга субъектов, оказывающих
образовательные услуги)
Обеспечение развития человеческого капитала страны
в условиях повышения степени открытости
образования

Внедрение электронной-информационной
образовательной среды ОО и дистанционных
технологий (ст.16)
Инклюзивное образование (ст.79)
Информационная открытость ОО (ст.29, 97)
(требования к сайтам ОО, мониторинг системы
образования)

Изменение подходов к лицензированию и
аккредитации (сроки, аккредитация по ОПОП)

Новые типы образовательных организаций,
изменение подходов к формированию сети
подведомственных ОО:
лицеи, гимназии, школы-комплексы, инновационые школы,
адаптивные школы, образовательные центры, школафилиал;
Вузы: федеральные, НИИ, опорные (региональные)

Основные направления ииновационной деятельности:

Школа:
Переход на новые образовательные стандарты
Система поддержки талантливых детей
Совершенствование учительского корпуса
Изменение школьной инфраструктуры
Сохранение и укрепление здоровья школьника
Расширение самостоятельности школ

Основные направления деятельности ФЦПРО в 2011 – 2015 гг.:

1.
Устойчивое финансирование: новые финансово-экономические и
организационные механизмы в образовании, система оплаты
труда, ресурсосберегающие технологии в образовании.
2.
«Умная школа»: электронная образовательная среда,
информационные технологии в образовании, открытое
образование, образовательные сети.
3.
Управление качеством образования: современные результаты и
компетенции, обновление стандартов, комплекс аттестаций,
(включая итоговую), квалификационные испытания, и обновление
содержания образования и технологий. Общественное управление.
Одаренные дети и дети с особыми нуждами.
4.
Кадры: Новые модели и механизмы организации повышения
квалификации педагогических и управленческих кадров в сфере
образования.

Экспертные шкалы оценки

Шкала 1. Социальная 0 - 20 баллов
Регионально-территориальная необходимость проекта.
Данная шкала фиксирует территориальную обусловленность и
необходимость появления проекта. Оценивается, насколько проект
направлен на решение "местных проблем", насколько проект социально
востребован населением.
Шкала 2. Индивидуальная 0 - 25 баллов
Антропологичность проекта.
Данная шкала фиксирует значение проекта для конкретного
("индивидуального") человека: учителя, ученика, родителей. Оценивается,
насколько проект затрагивает и изменяет образовательный уклад
отдельного человека ("антропологичность"), насколько проект задает иной
фрагмент образа жизни.
Шкала 3. Профессиональная 0 -15 баллов
Результативность проекта.

Данная шкала фиксирует профессионализм исполнителей проекта.
Оценивается, насколько поставленные задачи реализованы, а
прогнозируемые результаты состоялись; также оценивается
компетентность исполнителей проекта при решении возникших
проблем.
Шкала 4. Культурно-информационная 0 -15 баллов
Продуктивность проекта
Данная шкала фиксирует наличие информационного поля вокруг
реализуемого проекта. Оценивается качественность информационных,
презентационных и описательных продуктов проекта, например: сайт,
книга, видеофильм, статья, документальное кино и т.д.
Шкала 5. Отраслевая 0 - 25 баллов
Регионально-ведомственная значимость проекта
Данная шкала фиксирует значение проекта для развития региональной
образовательной системы. Оценивается, насколько проект может быть
модельным, т.е. воспроизводимым в других местах и необходимым для
развития регионального образования.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Инновации в образовании.

Понятие «Инновация» Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Понятия «новация» и «инновация» Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Понятия «реформа» и «инновация» Реформа Инновация Изменение сроков начала обучения Изменения во внутренней организационной деятельности школы Увеличение финансирования Изменения в содержании образования Изменения в оборудовании учебных заведений Изменения в методах обучения Изменения в продолжительности обучения Изменения в отношениях «Учитель - Ученик » Повышение статуса образования Новые санитарно-гигиенические требования Изменения в структуре системы образования Реформа – это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Инновация – это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования.

Характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Виды инноваций по видам деятельности педагогические управленческие обеспечивают педагогический процесс

по характеру вносимых изменений радикальные комбинаторные модифицирующие основаны на принципиально новых идеях и подходах новое сочетание известных элементов совершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы

по масштабу вносимых изменений локальные системные модульные независимые друг от друга изменения компонентов полная реконструкция системы как целого взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций

по проблематике инновации, направленные на изменение всей школы в целом, на создание в ней воспитательной системы или иной системообразу-ющей деятельности на основе концептуальных идей инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитатель-ного процесса инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структуриро-вания инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления

в зависимости от области реализации или внедрения в содержании образования. в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы. в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств.

По источнику возникновения: Внешние (за пределами образовательной системы). Внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы). По масштабу использования: Единичные. Диффузные.

В зависимости от функциональных возможностей: нововведения - условия нововведения-продукты организационно-управленческие нововведения обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия. педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д. качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.

по масштабности и социально-педагогической значимости федеральные субрегиональные региональные предназначены для образовательных учреждений определённого типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов

По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности: Инновации нулевого порядка. Инновации первого порядка. Инновации второго порядка. Инновации третьего порядка. Инновации четвертого порядка. Инновации пятого порядка. Инновации шестого порядка. Инновации седьмого порядка.

По осмыслению перед внедрением инноваций: случайные полезные системные инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение. инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой. инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).

Направления реализации инновационных процессов в российских развивающихся образовательных системах: Формирование нового содержания образования. Разработка и внедрение новых педагогических технологий. Создание новых видов учебных заведений.

Структур ы инновационного процесса. Деятельностная структура - представляет совокупность компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Субъективная структура - включает инновационную деятельность всех субъектов развития ОУ: директора, учителей, ученых, учащихся, родителей, коллектива. Субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. Уровневая структура - отражает взаимосвязанную инновационную деятельность на федеральном, региональном, районном и учрежденческом уровнях. Содержательная структура - предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитании, организации УВП, в управлении и т.д. Структура жизненного цикла - выражаетсяв следующих этапах: возникновение - быстрый рост - зрелость - освоение - диффузия (проникновение) - насыщение (освоенность многими) - длительность - исчерпаемость. Структура генезиса инноваций - очень близкая к предыдущей: возникновение - разработка идеи - проектирование - внедрение - широкое использование. Управленческая структура - предполагает взаимодействие управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль.

Руководитель любой школы, а тем более той, что переходит в режим развития, т.е. образовательного учреждения, в котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Правовая норма – важный и необходимый инструмент управленческой деятельности. В инновационной деятельности школы используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.


1 слайд

Инновации в образовании: мифы и реальность Инновационная деятельность образовательного учреждения

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Подходы к обучению Направлен на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях Подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно, беспрецедентных ситуациях традиционный инновационный

5 слайд

Актуальность инновационной деятельность Инновации – воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Инновации должны улучшить качество образования. Инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. Инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения

6 слайд

Противоречия современного образования Между стандартизированным обучением школьников и их индивидуальными способностями и интересами; Между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учеников; Между тенденцией к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности; Между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями

7 слайд

Понятийный аппарат Новшество – идея, метод, средство, технология или система. Нововведение – процесс внедрения и освоения новшества нововведение = инновация Инновационная деятельность – комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса, а также сам процесс

8 слайд

Инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом (К. Сумнительный) Определение потребности в изменениях; Сбор информации и анализ ситуации; Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; Принятие решения о внедрении (освоении); Собственно внедрение, включая пробное использование новшества; Длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Инновационная деятельность состоит из таких этапов:

9 слайд

Источники инновационных процессов интуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рожденный в данной школе; педагогический опыт, рожденный в других школах; директивы и нормативные документы; . мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по-новому; потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

10 слайд

11 слайд

12 слайд

Классификация инноваций По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность: цель и содержание образования; технологии, методы, средства организации педагогического процесса; формы организации обучения и воспитания; система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся); образовательная экология. По способу возникновения и протекания инноваций: систематические, планомерные; стихийные. По глубине и ширине осуществления инноваций: массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования; частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением. По характеру происхождения: внешние; внутренние. По признакам масштабности: частные (локальные и единичные, не связанные между собой); модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой); системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

13 слайд

Типы инноваций По отношению к структурным элементам образовательных систем; По отношению к личностному становлению субъектов образования; По области педагогического применения; По типам взаимодействия участников педагогического процесса; По функциональным возможностям; По сопособам осуществления; По масштабности распространения; По социально-педагогической значимости; По объему новаторских мероприятий; По степени предполагаемых преобразований

14 слайд

15 слайд

16 слайд

Стадии развития инноваций Возникновение или зарождение идеи нового. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Разработка путей реализации цели и проектирование. Реализация проекта. Распространение новой практики. Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме.